Ориентир на местности – ул. Советской Армии. Бывшая загородная резиденция преданного почитателя «малой Родины» купца Константина Головкина значится здесь под № 292. Месторасположение архитектурной диковинки и бетонных слонов на её фоне – загородные земли города. Весь комплекс великолепно виден с борта круизных лайнеров и других судов, проходящих мимо по Волге-матушке.
Необычный по внешнему облику дом имеет статус «объекта культурного наследия Российской Федерации», но счастья и процветания это ему не принесло. Строение встречает туристов несколько унылым запустением, всем своим видом намекая на необходимость капитальной реставрации. Вход вовнутрь – пока запрещен, любознательным путешественникам остается лишь любоваться этим шедевром в стиле модерн, смешанном с венским сецессионом, снаружи. В любом случае – оно того стоит. Господин Головкин был явно не промах, наследие потомкам оставил знаковое.
Как судьба купца Головкина переплетается с историей Самары
Пик популярности в местном обществе для Константина Головкина выпал на конец ХΙХ – начало ХХ века, и это было заслуженно. Многогранный человек с массой увлечений. «Сердце» коммерции, он был владельцем нескольких магазинов, в основном специализирующихся на реализации произведений искусства. А еще в его личной копилке: благотворительность и спонсорство важных проектов, авторство ряда художественных произведений, активная жизнь, фонтанирующая идеями.
Ученик художника Ф. Бурова так и не стал профессиональным художником, но при этом всегда был увлечён оригинальными подачами любого творческого материала. Фанат живописи, «эпицентр» всех культурных мероприятий в городе, особенно если это касалось сборища произведений «маэстро кисти», ни одна выставка не обходилась без его участия. Инициатор возникновения пусть сначала миниатюрного, но всё-таки Художественного музея Самары, отвоевавший для детища часть помещений краеведческого музея.
Неугомонная персона, вечно находящаяся в поиске, он не считал для себя трудом, несколько лет посвятить разработке проекта нового, инновационного здания краеведческого музея в городке на берегах Волги. В мечтах: надёжные витрины с сигнализациями, лабораторный контроль экспонатов, оживленные шумные экскурсии по залам заведения. К сожалению, все эти прожекты так и остались на бумаге без воплощения. В стране грянула Октябрьская революция.
Его легендарный «Дом со слонами», его утонченная и вместе с тем такая монументальная, на века архитектура, загадки, упрятанные за крепкими стенами, заслуживают отдельной главы. Пока стоит лишь упомянуть о том, что сразу с революционными лозунгами и идеями Головкин не подружился. Все богатства, включая потрясающий загородный особняк, прибрали к рукам рабочие и крестьяне. После национализации имущества Головкин вместе с семейством исчезает из Самары, решив переехать в Иркутск, где в этот момент уходит в долгий путь археологическая экспедиция, к которой он примыкает.
Неравнодушный, искренне любящий волжский городок обедневший купец, все-таки через несколько лет возвращается в Самару и посвящает весь остаток своей жизни музейному делу. Работает директором местного филиала, кропотливо собирает и систематизирует материалы о родном крае, взяв на себя роль архивариуса-бессребреника. Издали приглядывает за своим «Домом со слонами», который к тому времени уже успевает выступить в нескольких ипостасях, покорно принять уготованную ему участь: больница, детский сад, дом культуры такой солидной организации как «Водоканал».
Почему «Дом со слонами» стоит обязательно увидеть своими глазами
Новые хозяева купеческих хором на берегу реки пылкого энтузиазма по их сохранению в первозданном виде – не проявляют. Здание и двор постепенно приходят в упадок, у слонов становится все более грустным вид. Между тем это наследие каменного зодчества достойно пристального внимания к себе хотя бы потому, что:
- Проект комплекса был средоточием идей 2-х мастеров: самого купца Головкина и архитектора В Тепфера.
- На всей территории России больше не найти такого тандема разных направлений в модерне.
- В приоритете классическая строгость фасадов, фундаментальное единство всех линий, приправленные «неправильностью» ассиметричности и некоторой кажущейся угловатостью.
- Непривычен для поклонников стиля модерн и контраст оригинально задуманных окон: с улицы изящная узость, изнутри широкий обзор, открывающий виды на пейзажи волжского побережья.
- Бросается в глаза буйство использованных оттенков цветовой палитры.
- Внутри здания нет ни одной комнаты, которая была бы похожа на соседние залы своим дизайном.
- Некогда стены центрального зала особняка были украшены затейливой россыпью «парящих в воздухе» женских фигурок работы Головкина, но от их красоты ныне не осталось и следа.
- Основной мотив здания – любовь хозяина к величественной, полноводной Волге, это её образ художник пытался воплотить и в обаянии женственности летящих барышень, и в изысканности скульптуры, венчающей лестницу в сад.
Временная невозможность внутреннего осмотра помещений вызывает понятную досаду. Компенсацией этого разочарования призваны выступить внушительные по размерам, добродушные по характеру, чудом уцелевшие слоны. Краеведы утверждают, что все изваяния загородного «замка» некогда были частью огромного фонтанного ансамбля, но неумолимое время не оставило им шансов, сохранить чёрточки задуманной прелести.
Каменная купеческая дача вызывает у созерцателей неоднозначные впечатления. Представителей революционной власти слоны настолько раздражали своей эксклюзивностью, что их даже взорвать навсегда хотели в 30-х годах ХХ столетия.
Акт вандализма совершён не был, жаль вот только, что «Дом со слонами» совсем не интересен администрации «Водоканала»: разросшийся, неухоженный сад вскоре совсем «затопит» строение в океане зелени, всё больше покрываются изумрудной порослью обветшалые стены и ступени. Внешне всё это даже имеет мистический налёт, впрочем, нотки таинственности владения слонов итак уже давно имеют благодаря поверьям и местным байкам.
То ли привидения, то ли видения
Учитывая солидный возраст «Дома со слонами» было бы глупо надеяться, что его история не будет сопровождаться легендами. Первый шар в копилку загадочности – локация на местности. Район не назовёшь хорошо обжитым. Везде вокруг плантации зарослей, у подножия катит свои воды вездесущая Волга. Второй козырь – отсутствие былой помпезности, заброшенное строение сейчас выглядит жутковато, так и читается в любое время суток на его стенах: руки прочь, чужие здесь не ходят.
Затейливый проект дома Константина Головкина, как и его задумки о новом краеведческом музее когда-то, тоже не обошелся без идей, опережающих своё время. Весьма оригинальные бойницы окон, расширяющиеся изнутри, создали обманчивую систему звуков. Голоса при разыгравшейся в такой обстановке фантазии напоминают звуки преисподней, явно отдают «камертонами» потусторонности. Тут точно задумаешься, а может это неприкаянные души хозяев, у которых давным-давно, отняли любимую загородную резиденцию, сетуют по ночам, да и днём иногда тоже, над своей несчастливой судьбой.
Представительницам прекрасного пола по душе поверье о том, что статуя женщины в саду вовсе не воплощение образа Волги, а дань памяти красавице, утопившейся в её водах в знак тоски по любимому человеку. Архитекторы мечтают когда-нибудь проникнуть в полое нутро одного из слонов-гигантов, молва гласит, что там хранятся оригиналы проекта «Дома со слонами» Головкина со всеми схемами и чертежами, замурованные им на века в бетоне. В слухи ведь всегда так хочется верить.
Неожиданная архитектурная загадка Самары никого не оставляет равнодушным. Кто-то дарит свои симпатии массивным слонам, кто-то тешит адреналин и рисует свои сюжеты происходящего здесь больше века назад. Одно всем гарантированно обязательно: бывшое владение Головкина умеет вызывать сильные эмоции, а это, несомненно, ключевое достоинство любой достопримечательности.