Самарская набережная самая протяжённая на Волге, самая красивая в России.
Каждый поволжский город гордится своим месторасположением на известной русской реке. Власти этих городов стремятся к реализации различных мер по обустройству и приукрашиванию имеющихся у них волжских набережных, что совсем не удивительно. Ведь набережная является первым, что открывается перед взором гостей города, которые прибывают в него на речных транспортных средствах.
Такие города, как Ярославль, Кострома, Нижний Новгород и мн. др., славятся своими отлично обустроенными набережными у Волги. Однако наиболее привлекательной и, безусловно, самой протяженной и обустроенной является Набережная Самары, которая находится в историческом центре города. Вдоль всей этой Набережной расположен городской пляж, являющийся чистым и современно оборудованным местом отдыха. Вдоль прогулочных аллей установлены скамейки для отдыхающих, фонтаны освежают такой желанной в летнее время прохладой, а клумбы для цветов и ландшафтные уголочки с оригинальными деревьями оставляют у прохожих незабываемые впечатления. Любители активного отдыха могут воспользоваться специальными дорожками для велосипедистов и площадками для игровых видов спорта.
Принято считать, что набережную в Самаре начали строить в 1939 году и продолжили после войны, в 1954. Отчасти это верно, но вот в «Альбоме городских голов Российской империи», изданном в 1903 году, в заслуги самарскому городскому голове Неклютину кроме окончания постройки Кафедрального собора ставилось и сооружение каменной набережной.
В настоящее время она состоит из четырех участков (очередей) с общей протяженностью около пяти километр
Из «Альбома городских голов Российской империи», изданном в 1903 г.
Очень интересные фотографии современной набережной в фотоблоге Вадима Кондратьева
Немного истории
3 мая 1885 года члены городской управы, осмотрев набережную в местности бывшей Бабошиной бани, составили протокол, в котором в частности отмечалось: «Сооружение набережной по берегу реки Волги существенно необходимо не только в хозяйственных, но и в гигиенических целях города. Не говоря уже о том, что набережная в нынешнем виде представляет безобразное зрелище не благоустройств и беспорядка недостойного города Самары».
На волжском берегу Самары еще в середине 19-го столетия находилось большое количество различных пристаней, складов, рынков и др. При этом не было предусмотрено ни одного благоустроенного участка на р. Волга для прогулок и отдыха.
Вторая половина XIX столетия «ознаменовалась» появлением двух спусков к Волге, которые начинаются от современных Венцека и Молодогвардейской улиц. Это и было в тот период всем благоустройством. Зато на территории многих прибрежных мест производились активные застройки. На берегу Волги появился Жигулевский пивоваренный завод, являющийся в настоящее время не только знаменитым фирменным пивным производителем, но также и красивой достопримечательностью местного масштаба.
Часовня Св.Алексия из красно-белого кирпича, которая имеет особенности псевдорусского стиля, была единственным объектом, украшающим прибрежную полосу.
Торговые ряды, конюшни и причалы занимали остальное пространство. В разных местах возникали деревянные сооружения частной формы. Такая ситуация фиксировалась вплоть до 30-ых годов XX-го века.
В том же году городской архитектор составил две сметы на устройство временной деревянной и каменной подпорных стен напротив 19, 20, 43, 44 и 45 кварталов - это участок набережной между современной улицей Комсомольской и ул. Некрасовской. Сметная стоимость каменной подпорной стены составила 90 410 рублей, сумма по тем временам просто огромная.
Прежде всего, для образования набережной требовалась планировка местности. В Самаре этот вопрос решался старым испытанным способом – городские власти разрешали жителям сваливать навоз в определённом месте, навоз пересыпался землёй и песком. Так как планировка площади под новый собор уже была закончена (именно туда весь город сваливал навоз, выравнивая неровности соборной площади), то распоряжение городской управы о свалке навоза в районе бывшей Бабошиной бани пришлось как нельзя кстати. Как вы понимаете, этого строительного материала в городе, где лошадь, а то и не одна, была почти у каждого жителя, было предостаточно.
Землю для пересыпки навоза решено было свозить с места, где планировалось строительство городского театра. Так появилась Театральная площадь и первые участки подпорной стены самарской набережной. Не обошлось, конечно, без казусов. Самарский обыватель хитёр и ленив, сказано валить навоз, будем валить, а вот разравнивать и пересыпать землёй и песком многие забывали. Через пару месяцев над набережной стоял специфический запах, а в Волгу текли ручьи навозной жидкости. Пришлось городской управе ассигновать 15 рублей на полицейскую будку, под неусыпным взором блюстителей порядка дело пошло на лад.
Зоны Набережной
В предвоенные годы властями было принято решение по созданию благоустроенной и привлекательной набережной. С того же периода времени осуществляется разработка проектов, в рамках которых начали сносить хаотичные сооружения, укреплять береговую полосу, создавать пляжные и культурно-зеленые зоны.
Отрезок береговой линии между Вилоновской и Некрасовской улицами должен был стать первым участком, который планировалось облагородить. И совсем не случайно был выбран именно этот отрезок, поскольку здесь удобно расположились естественные нижние и верхние береговые террасы. Кроме того, на верхней террасе находился Парк культуры и отдыха им. Горького (в настоящее время Струковский сад), который должен был стать гармоничным элементом создаваемой Набережной.
В сороковом году начали выполняться первоочередные работы по строительству, а также появился пляж небольших размеров. Однако события, связанные с ВОВ, привели к приостановке освоения волжских берегов в Самаре. Но после окончания войны, в 50-ых годах было принято решение по продолжению выполнения работ по благоустройству набережной. К шестидесятым годам было зафиксировано образование первой линии Набережной, которая имела протяженность около 1,4 км и вызывала гордость у самарчан.
Стартовый этап формирования второй линии Набережной был зафиксирован в конце пятидесятых - начале шестидесятых годов. Данная линия пошла в северном направлении, а ее протяженность немного превышала протяженность 1-ой линии.
По параллельному к ней направлению, и даже раньше нее был создан новый комплекс жилого типа, которые поднимался по склонам берега. При этом производилось зонирование территории Набережной на определенные участки: для прогулок, занятий спорта, детей. Повсюду осуществлялось установление кафе небольших размеров. В процессе реконструкции данной зоны Набережной в 2011 г. убирались сооружения временного характера, возникло современное освещение. При этом также были выполнены работы по украшению плиткой дорожек для пешеходов, появились дорожки для велосипедистов, а возле Бассейна ЦСКА был осуществлен запуск «поющего» фонтана.
В центре данной линии в 2014 г. был установлен памятник знаменитому самарскому воеводе - Г.Засекину. Данный участок был официально назван Орловской набережной.
В 1973 г. произошло открытие нового здания Речного порта Самары, а затем были продолжены работы по обустройству 1-ой линии, которая являлась третьей запущенной очередью Набережной. На данном участке была обустроена бульварная зона с определенными декоративными элементами.
В 2012 году данная линия получила определенную реконструкцию. Была осуществлена замена асфальта на плитку, выполнены работы по приукрашиванию Аллеи соловецких юнг, а в 2014 г. на смотровой площадке была установлена новая уникальная инсталляция «Бурлаки на Волге» (под авторством Н.Куклева). Городские жители именуют объединенную территорию 3-ей и 1-ой линии Старой набережной.
Открытие 4-ой линии Набережной зафиксировано в 1986 г., что было приурочено к событиям по 400-летию города. Данная линия стала продолжением второй линии по северо-восточному направлению. В связи с расположением данного сравнительно небольшого участка на крутой площадке берега он был разделен на определенное количество террас, которые были засажены разными деревьями. «Ладья» (под авторством И.Галахова, А.Янкина), являющаяся доминантой на данном участке территории Набережной, имеет символическое для города значение и воспринимается в качестве визитной карточки Самары. После завершения реконструкционных работ, которые были проведены к ЧМ по футболу в 2018 г., здесь установили каскадный фонтан и обустроили памятник кн. Владимиру возле возводящегося нового Софийского собора. Данная часть территории Набережной была названа Октябрьской.
Каждый участок Набережной обустроен большим количеством разных памятников, кафе, развлекательных мест, дорожек для пешеходов. В будущем планируется возведение 5-ой линии, а сейчас приезжающие в город туристы довольствуются четырьмя участками отлично обустроенной Набережной. Ведь каждый житель или гость города может получить удовольствие от Набережной, качественно отдыхать, а также открывать для себя современные уголки ландшафтных систем и уникальные памятники.