КРАТКАЯ ПРЕДЫСТОРИЯ
До 1954 года в Куйбышеве переправа транспортных средств и пешеходов через реку Самару осуществлялась с помощью понтонного моста. Так продолжалось с незапамятных времен. И вот наконецто был сооружен огромный железобетонный мост, который открыл широкую дорогу, по ней пошли грузовые, легковые автомашины, автобусы и троллейбусы
Это значительно облегчило транспортную проблему связи города с югом Куйбышевской области и городами других областей. Словом, транспортная проблема была решена. Мост стал надежным связующим в перевозке народнохозяйственных грузов. Тому я был свидетелем, все это происходило на моих глазах.
Так тихо и мирно этот процесс продолжался каких-то 17 лет, а точнее — до 15 мая 1971 года. В тот теплый майский вечер я в приподнятом настроении шел на ночное дежурство в диспетчерскую Куйбышевского речного порта, расположенного в трехэтажном здании на косе, где река Самара впадает в Волгу, короче говоря, в устье реки Самары, вблизи моста.
Когда поднялся на третий этаж управления порта, увидел: у раскрытого настежь окна стоит диспетчер Лидия Александровна Севостьянова и, показывая рукой, нервозно говорит: «Ты что, слепой что ли? Смотри, что на мосту творится…» Тут я увидел трагическую картину: кормовая часть «Волго-Дона-12» придавлена огромным многотонным пролетом моста, словом, авария чрезвычайного масшта
ХРОНИКА
Вот как трактует хроника того ЧП сорокалетней давности: в 19 часов 30 минут по местному времени из бухты Верхнего мола Куйбышевского порта порожнем вышел горьковский пятитысячный сухогруз «Волго-Дон-12», направляющийся под загрузку в Тольятти. Капитан судна Борис Миронов запросил на помощь шестисотсильный буксировщик «Алексей Жихарев» под командованием капитана порта Петра Сазонтова. Это должно было облегчить маневрирование «ВолгоДона» при подходе к пролету моста.
Дизель-электроход «Алексей Жихарев» вел судно за носовую часть. Толкач уже вошел под мост, но в этот момент корму «Волго-Дона» быстрым течением понесло прямо к левой опоре моста. Капитан Сазонтов по рации стал предупреждать капитана Миронова: «Давай полный ход назад!» Но было уже поздно, рубка сухогруза задела дугообразное крепление моста. Огромная металлическая конструкция стала сдвигаться в сторону по ходу движения судна и, задев опору восьмидесятиметрового настила моста, с десятиметровой высоты обрушилась на кормовую часть «Волго-Дона-12».
Рулевая рубка и еще несколько кают на правом борту были раздавлены. В одной из кают находилась жена судового электрика, которая погибла мгновенно. Капитан «Волго-Дона-12» не успел покинуть рубку, в результате чего оказался зажатым в стальной ловушке: он остался жив, но ему придавило ногу и грудь. Больше двух часов свидетели аварии слышали с берега его стоны и крики, пока бригада газосварщиков не вызволила человека из металлических тисков.
Пострадавших в результате этой аварии могло быть гораздо больше. Троллейбус 6-го маршрута, битком набитый пассажирами, в момент происшествия двигался по мосту и как раз подъезжал к середине пролета, когда дорожное покрытие вместе с железобетонной мостовой плитой стало проваливаться вниз. Быстрая реакция водителя троллейбуса в тот роковой день спасла немало жизней куйбышевцев. Он резко затормозил, остановившись в нескольких метрах от края излома мостового пролета. Многие пассажиры не удержались на ногах, и образовалась свалка людей. Не обошлось и без синяков и шишек. Пассажиры проклинали водителя, а когда выскочили из троллейбуса и увидели драматическую картину аварийной ситуации, то стали обнимать и благодарить своего спасителя. Некоторые плакали не от боли, а от радости, даже целовали водителя, который и сам был в шоковом состоянии.
В результате такой непредвиденной аварии самарское заречье на целый год оказалось фактически отрезанным от областного центра, пока специалисты куйбышевского мостоотряда № 21 ремонтировали мост. Правда, положение спасла установка недалеко от аварийного моста понтонной переправы, которая действовала и летом, и зимой.
При тщательной разборке специальная комиссия выяснила, что главной причиной падения центрального пролета стал просчет проектировщиков моста, которые не предусмотрели крепление мостовой плиты, предотвращающей ее сдвиг в боковом направлении. Именно поэтому в момент трагедии хватило сравнительно небольшого толчка, чтобы тысячетонная конструкция сорвалась со своего места и рухнула вниз.
Специалисты утверждают, что ничего подобного в мире никогда не происходило ни до, ни после этого случая. Суда иногда врезаются в мосты и терпят бедствие только сами. В данном же случае бедствие потерпел мост.
И вот спустя четыре десятилетия специалисты мостостроения пришли к единому мнению, что злополучный мост в настоящее время держится на честном слове. Сквозь трещины в его покрытии можно видеть воду реки Самары. Практически полностью разрушены бетонное основание под дорогой и несущие конструкции в нескольких пролетах. Самым слабым местом в мостовом переходе являются плиты перекрытия.